подписка на RSS-ленту

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного

Первая помощь при ожогах у детей!

Автор: Абдулькарим, 09/11/2009

первая помощь при ожогах

В предыдущем посте была затронута обширная тема безопасности ребенка. Что же делать, если ребенок все же имел контакт с высокой температурой, электрической энергией или опасными химикатами? Сегодня речь пойдет об этих неприятностях, информации много. Поговорим о видах и степенях повреждений при ожоге, первой помощи при ожогах, мерах предосторожности и решении психологических проблем, возникших у пострадавшего ребенка. Информация очень важна сейчас, когда все хорошо. И как не хватает в голове четких инструкций, когда нужно действовать быстро и слаженно.

Среди всех травматических повреждений в детском возрасте 18% приходится на термическую травму. Причем в младшем возрасте ожоги встречаются значительно чаще, чем в старшем. Это объясняется тем, что маленьким детям присуща большая подвижность и любознательность при недостаточной координации движений.

Ожоги обычно случаются в результате контакта не только с горячей водой, но и горячим маслом, жиром, а также химическими веществами и электрической энергией. Продолжительное пребывание на солнце может также привести к сильному ожогу.

Температурный порог жизнеспособности тканей человека составляет 45-50°С(в пределах этих температур уже происходит разрушение тканей). Если на кожу в течение непродолжительного промежутка времени воздействует термический фактор (температура 45-60°С), он вызывает расширение капилляров, замедление тока крови в них и проникновение ее жидкой части через ставшие проницаемыми стенки сосудов в окружающие ткани. Более длительное прогревание тканей при температуре выше 45-60°С ведет к свертыванию тканевых белков и к гибели клетки. Концентрированные кислоты и щелочи также вызывают разрушение клеток.

Чем выше температура воздействующего фактора и продолжительнее время его воздействия, тем серьезнее вызываемые им повреждения. Поэтому ожоги от загоревшейся одежды, от действия электрического тока или горячей жидкости, длительно действующие на кожу сквозь одежду, всегда тяжелее, чем ожог на открытых частях тела.

Если у взрослых горячие жидкости вызывают обычно поверхностные ожоги, то у маленьких детей они ведут к возникновению глубоких ожогов вследствие того, что кожа у ребенка тонкая, лишенная защитных свойств, появляющихся с возрастом.

Различают следующие степени ожогов:

Поверхностные (ожоги I, II, III А степени, при которых возможно самостоятельное восстановление целостности кожных покровов, не остается рубцов и деформаций кожи)

  • ОЖОГ I СТЕПЕНИ
    - покраснение кожи и отек, исчезающие через 3-4 дня после травмы.
  • ОЖОГ II СТЕПЕНИ
    - повреждаются глубоко лежащие слои кожи и образуются волдыри (тонкостенные, ненапряженные и не разрушенные пузыри, заполненные прозрачным содержимым желтого цвета). Самостоятельное заживление происходит на 10-14 день.
  • ОЖОГ III А СТЕПЕНИ
    - образуются большие пузыри, часто вскрывшиеся, содержимое их жидкое или желеобразное, желтого цвета. Если пузырь разрушен, дно ожоговой раны розовой окраски, влажное, а иногда рана покрыта тонким струпом светло-желтого или коричневого оттенка. Заживление поврежденной поверхности осуществляется на 3-6 неделе с момента травмы.

Глубокие (ожоги III Б – IV степени, заживающие путем образования рубца)

  • ОЖОГ III Б СТЕПЕНИ
    - поражение всех слоев кожи, а иногда и подкожно-жировой клетчатки. Пузыри наполненные содержимым с примесью крови. Если пузырь разрушен, то дно раны сухое, тусклое, белесоватое, иногда с мраморным рисунком. Самостоятельное восстановление целостности кожных покровов возможно лишь при небольшой площади раны с помощью рубца.
  • ОЖОГ IV СТЕПЕНИ
    - повреждение не только кожи и подкожно-жировой клетчатки, но и сухожилий, мышц, вплоть до кости. Образуется плотный коричневый или черный струп. Вокруг струпа быстро нарастает отек мягких тканей, распространяющийся далеко за пределы поражения. Заживление глубоких ожогов возможно лишь после расплавления и отторжения омертвевших тканей. Этот процесс может длиться до 4-х недель. Такие ожоги заживают самостоятельно в течение полутора – нескольких месяцев.

Ожоги опасны по нескольким причинам.

  • Во-первых, они причиняют сильную боль, тем самым нанося психическую травму ребенку.
  • Во-вторых, обширные термические поражения являются причиной тяжелых, а в ряде случаев необратимых изменений во всем организме пострадавшего, которые могут даже привести к гибели, несмотря на своевременную и интенсивную терапию.
  • Кроме того, глубокие разрушения тканей приводят к образованию деформирующих рубцов, рубцовых контрактур, которые обезображивают ребенка, ведут к ограничению движений в суставах, а иногда обуславливают нарушение роста костей.

Таким образом, дети после перенесенной ожоговой травмы могут стать инвалидами на всю жизнь.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

! Первая задача при оказании помощи пострадавшим – прекратить действие повреждающего агента.

! При ожогах пламенем нужно потушить горящую одежду, вынести обожженного из зоны повышенной температуры или задымления.

! При ожогах горячими жидкостями – быстро и осторожно удалить одежду с области ожогов. Если есть возможность, обязательно погрузить обожженные участки тела в холодную воду или подставить их под струю холодной водопроводной воды в течение 5-8 минут. (холодным воздействием можно снизить поражение на целую степень, поэтому чем раньше, тем лучше)

! Ни в коем случае не смазывайте ожоги мазью, жиром, сливочным маслом, кремом или вазелином. Если образуются волдыри, не прокалывайте их. Вскрывая волдырь, вы можете инфицировать рану.

! Чтобы избежать инфицирования, на ожоговую рану необходимо наложить антисептическую повязку (несколько пачек стерильного бинта и хотя бы пантенол-спрей – всегда должны быть в домашней аптечке) или завернуть ребенка в чистую, проглаженную горячим утюгом пеленку или простыню.

! Если волдырь прорывается сам, то лучше срезать кожу маникюрными ножницами или острыми щипчиками, предварительно прокипятив их в течение пяти минут. Затем наложите стерильную повязку.

! Первая помощь пострадавшему от электрического тока заключается в освобождении ребенка от действия тока. Необходимо оттянуть его от источника электричества. Если в руках ребенка находится свободно висящий провод, то следует вырвать его.
При оказании помощи пострадавшему от тока высокого напряжения нужно предварительно надеть резиновую обувь и перчатки! Хотя вряд ли вы успеете что-то одеть в такие минуты, но надо. Действуйте быстро, без паники!

Некоторые специалисты считают нецелесообразным в домашних условиях обрабатывать чем-либо ожоговую поверхность, так как это может усилить болевые ощущения и углубить ожоги.

Поверхность раны должна быть чистой, изолированной от внешней среды по возможности стерильной тканью. Для этой цели можно использовать и полиэтиленовую кухонную пленку, применяемую для хранения пищевых продуктов. Обработав таким образом ожоговые раны, необходимо срочно доставить пострадавшего в больницу.

! Не следует прибегать к самолечению. Ребенок с ожогами должен находиться под наблюдением врача. И если вы решили, что ожог не сильный и не обратились за медицинской помощью, то обратите внимание на признаки инфицирования при не вскрытом волдыре (например, гной в волдыре или покраснение по его краям), тогда обязательно проконсультируйтесь с врачом.

! Если ребенок получил небольшой по площади ожог в дневное время, то родителям необходимо обратиться к хирургу в поликлинику по месту жительства, в вечернее и ночное время – в больницу, где есть хирургическое отделение. Дети с обширными поражениями кожного покрова нуждаются в стационарном лечении, поэтому необходимо сразу вызвать скорую помощь.

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

+ Взрослые должны постоянно помнить о возможности ожоговой травмы у детей. Родители обязаны обучать детей мерам предосторожности. Необходимо правильно организовать досуг детей любого возраста и создать вокруг них безопасную обстановку.

+ Пища для кормления ребенка должна быть теплой. Нельзя ставить посуду с горячей жидкостью на край стола, кухонной плиты. Лучше не допускать детей на кухню во время приготовления пищи.

+ Не следует оставлять без надзора спички, зажигалки, легко воспламеняющиеся вещества. Нельзя разрешать детям бесконтрольно пользоваться газом. Определенную опасность представляют низко расположенные штепсельные розетки, в которые дети могут засунуть металлические предметы. Необходимо размещать их над полом на высоте не менее 1,5 м или закрывать их отверстия.

+ Не следует оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы.

+ Следует наглухо закрывать трансформаторные будки, силовые щиты, рубильники.

+ Нельзя оставлять маленьких детей одних возле ванны с горячей водой. Во время купания ребенка необходимо контролировать температуру льющейся из крана воды. При применении грелки температура воды в ней не должна превышать 40°С.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Как родители вы можете (пусть убережет нас Аллах от этого) столкнуться со множеством проблем и трудностей. Вы совершенно растеряны и не знаете, что вам делать, как помочь вашему ребенку.

Маленькому ребенку непросто осмыслить то, что с ним произошло. Некоторые дети не понимают случившегося, другие, напротив, все ясно осознают. Но все испытывают страх, сильную боль и более чем когда-либо нуждаются в вас, в вашей поддержке, спокойствии и оптимизме. То, как вы, родители, сможете помочь ребенку пережить это тяжелое время, имеет огромное значение для его и вашей дальнейшей жизни.

Постарайтесь успокоить ребенка, объясните ему, что с ним все будет хорошо, что ему обязательно помогут. Говорите ему столько раз, сколько это необходимо, что вы будете рядом с ним и будете о нем заботиться, – он должен убедиться, что вы любите его, как прежде, и что для вас он не изменился.

Маленький ребенок переживает такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после ожога, у других – спустя некоторое время.

Большинство детей могут испытывать чувство вины за произошедшее, их сбивают с толку внезапные изменения в привычной жизни, боль и беспомощность. Это может сделать их легко возбудимыми или же плаксивыми, трудными в общении, капризными и раздражительными. Даже дети из одной семьи по-разному реагируют на ситуацию травмы. Это трудное время как для детей, так и для родителей. Но родители могут помочь ребенку справиться со своими чувствами, возникшими после травмы.

Какой бы ни была реакция ребенка, пожалуйста, помните, что в данной ситуации для него совершенно нормально и естественно проявлять свои тяжелые переживания.

После ожога некоторые дети могут:

  • беспричинно злиться на родителей, пытаться их ударить, толкаться и кусаться, бросать вещи или другими способами проявлять свой гнев;
  • стать более активными и беспокойными;
  • многократно задавать один и тот же вопрос: “Это случится опять?”;
  • беспокоиться о том, выживут ли они, что случится с ними дальше, как они выглядят сейчас и как они будут выглядеть потом;
  • бояться оставаться в одиночестве, требовать, чтобы вы были при них неотлучно;
  • беспокойно спать или вообще не спать всю ночь, им могут сниться страшные сны;
  • вести себя так, как будто они младше, чем на самом деле: опять сосать соску, проситься на руки, перестать говорить, страдать недержанием мочи;
  • у детей может быть тошнота и рвота, головные боли, отсутствие аппетита и высокая температура;
  • дети могут стать тихими и молчаливыми, не желать говорить о том, что произошло, и не помнить событий, произошедших до или после травмы;
  • могут легко огорчаться и плакать;
  • чувствовать вину за свое поведение, или остро сочувствовать вам, если вы считаете, что несчастье произошло по вашей вине;
  • пугаться ситуаций, напоминающих о несчастном случае: запаха гари или бензина, открытого огня или электричества.

Некоторые дети могут вообще не проявлять описанных чувств и как будто не чувствовать никакого огорчения. Однако случается и так, что переживания проявляются позднее, спустя несколько недель или месяцев после ожога.

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ

+ Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, обязательно говорите правду, не старайтесь приукрасить действительность.

+ Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: нет ли в его словах страха, тревоги, беспокойства? Разговаривайте с ребенком о его чувствах и ощущениях, не отделывайтесь поверхностными утешениями. Диалог, при котором родители вместе с ребенком проговаривают его “отрицательные” ощущения, помогают ребенку правильно их пережить. Детям определенного возраста свойственно испытывать страх, а у ожоговых детей, которые уже встретились с трагедией, чувство страха возрастает многократно.

+ Родители могут поговорить с ребенком о его страхах, например, так:

Ребенок: “Не выключай свет, мне страшно”
Родитель: “Ты боишься, что в темноте может что-то случиться?”
Ребенок: “Да, тут живет злое чудовище, оно на всех кидается”
Родитель: “Что же с ним случилось, кто его так разозлил?”
Ребенок: “Я не знаю, мне страшно…”
Родитель: “Хочешь, возьми меня за руку… Интересно, а Злое Чудовище боится чего-нибудь?” и т.д.

+ Объясните, что иметь подобные чувства нормально и естественно, говорите с вашим ребенком и о своих собственных чувствах – все это поможет и родителю, и ребенку лучше выразить себя и понять друг друга.

+ Не уставайте уверять ребенка: “Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе”. Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

+ Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.

+ Не жалейте времени на разговоры и игры с ребенком. Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Прислушайтесь к его играм и фантазиям. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства страха и агрессии. Дети могут начать сочинять фантастические истории или страшные сказки. Могут постоянно играть в одну и ту же игру, например, в “пожар”, “автомобильную катастрофу”, “несчастный случай” или “войну”. Способствуйте этим играм, они снижают напряжение.

+ Если вы чувствуете, что ребенку необходимо выплеснуть свою агрессию, не препятствуйте этому, а направьте агрессивное поведение ребенка в безопасное для него и окружающих русло. Так, мягкая подушка не пострадает от ударов и не причинит вреда детским кулакам, а рвать лучше всего старый блокнот или ненужную тетрадку. Не запрещайте ребенку проявлять свои эмоции, позвольте ему грустить и плакать, если он потерял или сломал свою любимую игрушку.

+ Выражению чувств ребенка помогают не только слова и игра, но и занятия творчеством. Ребенку необходимо предлагать разные материалы. Именно разнообразие материала помогает ребенку выразить свои чувства с различной степенью глубины и интенсивности.

Надо учесть, что такие предметы как простой карандаш и шариковая ручка слишком скудны для полноценного выражения чувств ребенка. Гораздо эффективнее пластилин и глина, краски и цветные карандаши. Выбор материала в значительной степени зависит от того, чего вы хотите в данный момент добиться. Если, например, гуашь позволяет раскрепоститься и расслабиться, то цветные карандаши, наоборот, могут помочь возбужденному ребенку успокоиться.

Глина и пластилин, требуя определенных физических затрат, способствуют созданию трехмерных образов, связанных с целостностью тела и организма. Оба этих материала позволяют выражать чувства и конструктивно (с помощью создания различных образов), и деструктивно, когда ребенок, как будто бесцельно разминает или делит кусок пластилина на маленькие части. Такая деструктивная работа тоже эффективна и полезна с психологической точки зрения. Выбор типа работы зависит от состояния ребенка.

Гуашь активизирует фантазию, и работа с ней не требует больших усилий.

Работа с фломастерами также развивает фантазию, и вместе с тем способствует укреплению сосредоточенности и усидчивости.

От восковых мелков и цветных карандашей ребенок быстро устает – штриховка, раскрашивание рисунков требует большого расхода энергии. Однако эти инструменты предоставляют большие возможности для выражения чувств.

Выбор бумаги, на которой рисует ребенок, тоже должен быть продуман. Стеснительным закрепощенным детям лучше предлагать большие листы, на которых можно “развернуться”, беспокойным же, напротив, имеет смысл предложить бумагу маленького размера, которая потребует от них сосредоточенности в продумывании того, как уместить на листочке свой рисунок.

С помощью аппликации можно создавать различные композиции – как сюжетные, так и бессюжетные. Материалом может быть не только цветная бумага и картон, но и старые журналы. Просто вырезая, ребенок действует деструктивно, затрачивая минимум усилий. Создание же композиций уже является конструктивной работой. (При создании аппликаций и любой работе с ножницами, помните, что ножницы должны быть с тупыми закругленными концами).

В заключение стоит сказать, что нельзя позволять больному ребенку манипулировать его болезнью. Вы должны быть его помощником, но не слугой. Не давайте ему поблажек, не старайтесь относиться к нему, как к больному. И прошу у Аллаха защиты от страданий огнем (от всего, что причиняет ожоги)в этой жизни и последней, помощи тому, с кем это уже произошло. Аминь!

Источник: группа авторов Ожогового центра при ДГКБ №9 им. Н.Г.Сперанского

www.detivislame.ru

Нужен мотоцикл? Нет проблем! Продажа мотоциклов на BikerBazar.com

Comments

Один комментарий на «Первая помощь при ожогах у детей!»
  1. Валерия пишет:

    У меня маленький сын и естественно от случайных ран и ожогов уберечься очень сложно и мне и ребенку. Подруга посоветовала крем Пантенол-911 (Твинс Тэк) после того как сама использовала его от ожогов. Купила этот крем, как нанесла так сразу почувствовала свежесть и боль потихоньку прошла. Причем действует не только на ожоги, но и на раздражения от подгузников, и ссадины

Хотите получать самые интересные и полезные новости?
Подпишитесь на RSS
Или воспользуйтесь подпиской по e-mail:

Добавьте свой отзыв, ваше мнение важно для нас